Тепловоз ТГМ6, ТГМ7, ТЭ116 – Дизель Д49
Д49 — четырёхтактный турбокомпрессорный дизель «квадратной» размерности — с диаметром цилиндра 260 мм и ходом поршня 260 мм, сокращённо — ЧН26/26 (четырёхтактный наддувный).
Существуют четыре версии Д49 с разным числом цилиндров:
8-цилиндровая (8ЧН26/26) — 6Д49, устанавливается на маневровые тепловозы ТГМ6;
12-цилиндровая (12ЧН26/26) — 2Д49, устанавливается на маневрово-вывозные тепловозы ТЭМ7, модернизируемые тепловозы М62, энергопоезда ПЭ6;
16-цилиндровая (16ЧН26/26) — 5Д49, устанавливается на множество типов магистральных тепловозов и лёгких военных кораблях мощностью 3000-6000 лс при 1000 об/мин.;
20-цилиндровая (20ЧН26/26) — 1Д49 мощностью 6000 лс при 1100 об/мин, устанавливались на опытных тепловозах ТЭП80 и ТЭП75, и 1-1Д49 мощностью 6000 лс при 1000 об/мин на ТЭ136 и 2ТЭ136 .
Фактически двигатель производился штучно. В настоящее время снят с производства.
Основной дизель серии — 5Д49, она установлена на всех модификациях тепловозов ТЭ116 (кроме небольшого числа тепловозов с дизелями Д70 и Д80 Харьковского завода, а также в 1987 году были выпущены тепловозы серии 2ТЭ116 зав. № 1352, №1382, №1410 оборудованные экспериментальными 12 цилиндровыми дизелями Д49 мощностью 2000 кВт, но из-за возникающего при работе помпажа в серию не пошли) и ТЭП70, ТЭ109 и его производных ТЭ125 и ТЭП150, на экспортном тепловозе ТЭ114, на прошедших капремонт ТЭ10М и ТЭ10У, которым при этом присвоен индекс «К» (2ТЭ10МК, 3ТЭ10МК, 2ТЭ10УК, 2ТЭ10УТК, 3ТЭ10УК, также существует один 2ТЭ10ВК).
Две основные модификации — 1А-5Д49 мощностью 3000 лс при 1000 об/мин (для 2ТЭ116) и 2А-5Д49 мощностью 4000 лс при 1000 об/мин (на ТЭ10 развивает 3000 лс при 850 об/мин — обороты ограничены старым главным генератором).
Большинство дизелей серии оснащается одним нерегулируемым турбокомпрессором серии ТК, состоящим из одноступенчатой осевой турбины и одноступенчатого центробежного компрессора. На 20-цилиндровом дизеле установлен двухступенчатый турбоагрегат 2ТНА.
Прецизионная топливная аппаратура, выпускаемая ООО «ВДА» на дизель ЧН 26/26 (Д49) ТЭП60, М62, 2ТЭ116, ТЭП70, ТГМ6:
- Сопловой наконечник Д49.85.05
- Сопловой наконечник Д49.85.05-01
- Сопловой наконечник Д49.85.05-02
- Распылитель Д49.85.1 спч-1
- Распылитель Д49.85.1 спч-1-01
- Пара плунжерная Д49.107.1 спч-3
- Пара плунжерная Д49.107.1 спч-4
- Пара плунжерная Д49.107.1 спч-5